Поездка за штампом в Боснию и Герцеговину

Время летит незаметно, вот и пролетел месяц нашего пребывания в Черногории. А по Черногорским законам, россияне могут находиться без визы 30 дней. Потом можно выехать из страны в ближайшие Сербию, Боснию и Герцеговину. В Албанию без визы можно только летом. Это сродни Тайским бордер-ранам. Или сделать боравак, но об этом позже.

Сегодня я хочу рассказать, как мы ездили за штампом, и для поездки выбрали Боснию и Герцеговину. Потому что, до Сербии дольше ехать, ее мы уже видели, и ехать нужно через север Черногории, а в связи с тем, что нынешняя зима аномально холодная, то дороги могут быть в снегу.

В Черногорию мы въехали 10 декабря, белый картон нам выдали по 9 января, но отсчитав по календарю тридцать дней, получилось, что тридцатый день 8 января. Все казалось бы, просто, можно взять машину в аренду накануне вечером или утром и поехать за штампом. Но, 7 и 8 января в Черногории праздничные дни и никто не работает.

Поэтому решили взять машину 6 января, а чтобы не арендовать машину на долго, решили поехать в Боснию и Герцеговину 7 января. Правда было небольшое волнение вдруг и пограничники отдыхают, но нашли в интернете отчеты, что люди ездили 7 января, и все было нормально.

Выезд запланировали на десять часов утра, чтобы по-светлу вернуться. Боснию и Герцеговину решили посетить ознакомительно, без ночевки.

Утром собрали нужные документы, паспорта, белый картон, документы на машину, и на всякий случай договор на аренду дома.

Погода в этот день была замечательная, светило солнышко, не было ветра, бортовой компьютер показывал на улице +8.
Машину взяли на прокат, Hyundai i20 20 года, с полным комплектом; договор, страховка, Грин карта, цепи в багажнике. На три дня нам машинка обошлась в 70 €.IMG_6519

Поехали по побережью, через Будву, Котор, Боко Которску, любуясь красивыми видами, иногда останавливались, чтобы запечатлеть себя на фоне такой красоты. IMG_6142 IMG_6209 IMG_6447 IMG_6451 IMG_6452 IMG_6591 IMG_6638

Дальше в горы, через Грахово на пограничный пост Ilino Brdo.

Подготовили документы, подъезжаем к шлагбауму, на посту никого нет. Совсем не радостный пограничник вышел к нам из рядом находящегося здания. Глянул на наши паспорта, уточнил российская федерация, мы закивали, да.
Сначала он долго изучал документы на машину, поинтересовался, арендованная или нет. Проштудировал все, начиная договором аренды, до Грин карты.

Потом он несколько раз спросил куда едем, в Требене? На что мы каждый раз утвердительно махали головами. Последний его вопрос нас сильно озадачил:

— Вам нужно ставить штампы?

Услышал от нас, очередное да, забрал паспорта, и ушел туда, откуда пришел.

Через достаточно продолжительное время выходит, и спрашивает, где въездные штампы.

Въезжали в Черногорию мы на поезде, и штампы нам поставили видимо заканчивающимися чернилами, их очень плохо видно. Отыскала я их в паспорте и показала пограничнику, он покивал, еще раз спросил, вы в Требене и обратно, мы покивали. Нам вернули паспорта, пожелали счастливого пути, и отпустили.

Нужно сказать, что все это время мы сидели в машине, на пограничном посту, из машины выходить запрещено.
Так вот, отъехав от поста, я начинаю перелистывать паспорта, в поисках штампов и не нахожу их. У нас начинается паника, запустят ли нас в Боснию и Герцеговину. Обратно возвращаться тоже не вариант, без знания языка сложно что-то доказать.

Решили ехать дальше, если не пустят, тогда и будем паниковать.

Пограничный пост в Боснии и Герцеговине намного больше, чем в Черногории. И пограничники там на своих местах. Подали паспорта и документы на машину, которые он сразу вернул, просто спросил, арендованная. В паспорта поставил въездные штампы и пожелал счастливого пути.

Мы довольные поехали дальше в Требене. Было запланировано посмотреть город, церковь Херцеговачка Грачаница, пообедать в ресторане Студенац, на берегу реки. Доехать до монастыря Тврдош, обратно поехать через пост SITNICA и через Херцег Нови.

Возможно, все так бы и было, но не в этот день.

А началось все с вывески Жупа, у которой нам захотелось сфотографироваться.IMG_6539 Дороги там, как и в Черногории горные и узкие, поэтому остановиться около вывески не получилось, пришлось проехать немного дальше. Погода солнечная, и мы не одевая куртки, идем фотографироваться. А обратно, чтобы не замерзнуть, все-таки январь, бежим с мальчишками до машины. А доча в этот момент фотографировала пейзажи, чтобы ее не ждали долго, решает тоже быстренько добежать. И что-то в этот момент пошло не так, она запинается просто на ровном месте, и падает.

Находящийся в ее руках фотоаппарат немножко смягчил удар, но в итоге подранная рука и нога, порванные на коленке джинсы, ну и немного поцарапанный фотоаппарат.IMG_6562

Перерыв всю машину, понимаем, что нет аптечки, вот цепи есть, а аптечки нет. Ранки нужно обработать, а для этого нужно найти аптеку.

В населенных пунктах по дороге в Требене, аптек мы не нашли, так и доехали до города. Начали колесить по городу в поисках аптеки, но так как было Рождество, то все аптеки были закрыты. Уже совсем отчаявшись, и в очередной раз заехав куда-то не туда, видим, что приехали к больнице. Рядом с больницей наверно аптек шесть. Сходили в одну, закрыто. Во вторую, третью, тоже.

Сидим в машине думаем, что дальше делать, в больницу дочь отказалась идти. Тут я обращаю внимание, что через дорогу от нас аптека, а на двери объявление; время работы с 10-14, 17-20, конечно на сербском. Смотрю на часы, 13.45. Шансов мало, но проверить нужно.

Аптека оказывается открыта.

Раны обработали, и понимаем, что все хотим кушать, время то уже два часа. В нашем плане ресторан Студенац, отлично, поехали искать. Ориентир у нас был, поэтому на поиски потратили не так много время.

В интернете видела фотографию этого ресторана, все утопает в зелени, на улице большие столы, детская площадка, небольшой пруд, где плавают рыбки. Что мы увидели, очень отличалось, ни цветов, ни зелени, ну может, потому что зима. Стулья перевернуты на столы, никого нет. Рядом одноименный отель, но тоже все закрыто.

Вспоминаем, что Рождество, и, не сильно огорчаясь, едем обратно в город, чтобы найти какое-нибудь кафе. Во второй раз проезжая по городу, замечаем, что на улицах нет народа, кафе закрыты, и супермаркет тоже.
В этот момент понимаем, что Босния и Герцеговина нам не рада, да и мы уже нагостились, в столь гостеприимной стране, пора домой.

Выезжаем намеченной дорогой, через пост SITNICA.

На посту Боснии и Герцеговины вопросов никаких не возникло, нам быстро поставили штампы и отпустили.

В Черногории опять долго рассматривали документы на машину, потом проштамповали паспорта и пожелали счастливого пути. Паспорта проверили сразу, штампы оказались в самых неожиданных местах, то на середине паспорта, то в конце, хотя в начале места еще много.

Въехав в уже полюбившуюся Черногорию, сразу почувствовали, что дома. По улицам гуляют люди, открыты магазины, пекары и кафе. Покушали, потому что мальчишки уже пищали не переставая, есть хотим. Немного передохнули, и поехали домой.

Домой приехали вечером, уставшие, но довольные путешествием.