Обучение экстерном, взгляд изнутри. 3


Друзья, недавно я писала про экстернат в своей статье вот тут>>> и это вызвало резонанс… из поисковых систем пришло много народа, значит тема актуальная и многие ей интересуются. Я заметила что все материалы в сети написанные на эту тему в основном субъективны, и сегодня я хочу вам представить эту статью, её написала Настя (доча). И так читаем…

…Всем привет. В этой статье я расскажу о том, как я закончила школу экстерном. О том какие преимущества дает такая форма обучения, а так же обо всех подводных камнях.

Если вы хоть раз задумывались о том, что школа не есть хорошо, эта статья будет для вас полезна. Если вы уверены что в наше время нет ничего важнее «хорошего» образования, она будет еще полезнее, ибо заставит задуматься.

Итак, с пятого класса я перестала ходить в школу. Обычно после этой фразы у людей наступает когнитивный диссонанс, а сразу за ним следуют два очень оригинальных вопроса. Барабанная дробь, вопрос номер один: «А как же общение?», и второй, не менее оригинальный: «Как ты будешь сдавать ЕГЭ?» На эти два вопроса я отвечала сотни раз и отвечу еще раз в этой статье, а пока давайте разберемся, что же такое школа, и почему я не училась, как все.

Предлагаю сразу честно себе признаться, вам/вашим детям нравилось ходить в школу? Вставать каждый день в 7 утра? Сидеть по 6 часов в классе, при этом занимаясь неизвестно чем и неизвестно для чего, а приходя домой снова доставать учебники и все по новой. Я думаю никто не любил ходить в школу. У многих есть приятные воспоминаний из школы, но не думаю что они связаны именно с процессом обучения.

Давайте представим такую картинку. 6-7 летний человечек, самоуверенный, жизнерадостный, полный сил и желания познавать этот мир и самое главное маленькая индивидуальность, не похожая ни на кого попадает в школу. Он конечно же много слышал о школе, и чувствует что вот оно, сейчас что-то начнется! И вот его сажают за парту вместе с 20-ю такими-же ребятами, дают им одинаковые книжки и начинают процесс воспитания, который будет продолжаться еще 11 лет. К 11 классу у этого человечка не остается не индивидуальности, не жизнерадостности, что там говорить об уверенности в себе. Он теперь точно знает, что ничем не отличается от других, возможно даже хуже, потому что оценки у него так себе. Зато он готов теперь отдать себя в лапы ВУЗа еще на 5 лет, а потом можно и работать пойти в какой ни-будь офис, купить себе машину, снять квартиру, потом дождаться пенсии, а там уже и до кладбища не далеко…

Такой вот он стандартный жизненный план среднестатистического выпускника. Системе нужны сотрудники, а не предприниматели, было бы странно, если бы в школе обучали нестандартному мышлению и развивали креативность.

Но ведь как же? Школа ведь для того и нужна, чтобы обучать человека?

А теперь давайте проведем черту между процессом образования, каким мы привыкли его видеть, и получением реально полезных знаний и навыков. Что из школьной программы вам действительно пригодилось в жизни? Не для того чтобы сдать экзамены или поступить в ВУЗ, а именно для жизни? Если вы сейчас вспомнили о способности читать, писать (хотя многие это умели еще до школы) и знать таблицу умножения, то мы говорим о 1-2 классе. Чем же мы занимались 11 лет? Учились решать квадратные уравнения? А зачем? Кому в жизни пригодилось умение решать квадратные уравнения? 11 лет мы учимся быть послушными и не задавать вопросов, а самое главное, не иметь собственного мнения.

Вспомнился случай на подготовке к ЕГЭ, мне объясняли, как устроен тест по русскому, одним из заданий было прочитать отрывок текста и написать, почему ты согласен с автором. На мой вопрос, «а, что если я не согласна?» учитель сделала большие глаза и сказала, что лучше такого не писать. Ну а что, вдруг у проверяющих разрыв шаблона случится?

И про индивидуальность, как насчет школьной формы? Меня в 4-ом классе отчитала сама Директор! за то что я пришла в школу с подобием афро-косичек. И даже позже, уже на экстернате ко мне постоянно придирались из за внешности. То волосы слишком торчат, то еще какая проблема… Возможно это только я такая неординарная личность, но что то мне подсказывает , что дело не в этом.

Но и раз уж зашел разговор об обучении. Человека абсолютно, категорически невозможно чему то научить. Разумеется без его согласия. У человека есть огромные возможности для самостоятельного познания, да он может прислушаться и спросить совета у человека, опыт которого кажется ему интересным и полезным. Но научится, приобрести реальные навыки и опыт он может только самостоятельно. А что происходит с информацией которую мы получаем на протяжении 11 лет от совершенно не авторитетных для нас людей — учителей? Она благополучно забывается. То есть получаем пустую трату времени, нервов и здоровья.

Еще один интересный момент. Возьмем к примеру учителя математики. Он изучал математику 11 лет в школе, 5 лет в вузе, ну и обычно работает учителем порядка 10 лет и пытается уместить весь свой багаж знаний в голове ученика у которого есть еще 10 таких же учителей, считающих, что их предмет самый важный.

Наконец, тот самый вопрос об общении. Что бывает за общение на уроке? Правильно, выговор, запись в дневник, а за слишком активное общение могут еще и к директору отправить. На перемене тоже не очень получается развлечься «не бегать по коридорам!» да и длится она всего 10 минут. Вот и выходит, что общаемся мы в основном пару часов после уроков и по выходным. И в чем тут заслуга школы? Умение работать в команде? А кто знает какие иерархии порой выстраиваются в классе? Что если кого-то не устраивает такое общество, а сменить школу нет возможности? Сколько детей с покалеченными нервами, а иногда и не только нервами… Кто ни-будь читал книгу Джоди Пиколт «19 минут»? Советую к прочтению. Было бы не так грустно, если бы подобные истории не встречались слишком часто в реальной жизни.

И в завершение, ЕГЭ. В последние несколько лет это слово пугает миллионы школьников России. Кажется, что именно к нему нас готовят эти 11 лет. На самом деле это обычный тест, для подготовки к которому достаточно одного месяца. Тем не менее весь 10-11 класс в воздухе витают три ужасные буквы (не те, о которых вы подумали) ЕГЭ.

Почему Экстернат?

На самом деле, так просто перестать ходить в школу в нашей стране нельзя, у нас ведь есть, так называемое «Право на образование». На деле же образование в России является не правом, а обязанностью. В общем, хочешь не хочешь, а будешь образованным. Однако есть несколько способов свести ее посещение к минимуму. Один из таких способов — экстернат.

Экстерна́т (от лат. externus — посторонний) — это форма аттестации, которая предполагает самостоятельное изучение общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего, высшего образования с промежуточной и государственной (итоговой) аттестациями в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. (спасибо Википедии)

То есть, за учебный год ты посещаешь школу всего несколько раз, что бы сдать зачеты по обязательным предметам (всего не более 12).

У меня все это происходило примерно так:

В сентябре я прихожу в школу, получаю список предметов и составляю примерный график аттестации. Обычно в первое полугодие я ставлю легкие предметы, а тяжелые оставляю на второе.

Затем, когда график утвержден завучем и директором, можно начинать готовится.

Иду в школьную библиотеку за учебником (не знаю, есть ли сейчас учебники в библиотеках городских школ, помню, что когда мы жили в Кемерово их нужно было покупать каждый год), затем встречаюсь с учителем и обсуждаю порядок сдачи устно/тест/контрольная, интересуюсь на какие темы нужно обратить внимание. На этом этапе очень важна коммуникабельность. На самом деле, и это далеко не новость, отношение школьников к учителям мягко говоря не очень хорошее. И интерес к предмету у 80% учеников абсолютно отсутствует. А учитель ведь тоже человек, и порой очень даже интересный. Поэтому если общаться с учителем на равных и проявлять уважение к его предмету, шанс сдать зачет заметно возрастает. 🙂

Далее нужно прочитать учебник. Вас никогда не удивляло, как они могут растянуть на год книжку, которую можно прочитать за 1-2 недели? Допустим учебник географии — примерно 150стр. Даже если читать всего по 15 страниц в день, периодически конспектируя, можно уложиться в 10 дней! И зубрить ничего не надо. 10 дней ты занят только географией и нечем больше (я имею ввиду из школьной программы, на деле ты можешь заниматься чем угодно, потому что 15 страниц вдумчивого чтения это максимум 1-2 часа в день) То есть за 10 дней можно выучить географию и забыть о ней на ближайший год. Так же дела обстоят с историей, биологией, обществознанием и литературой.

С метаматематикой, химией и т.д. дела обстоят немного иначе, здесь не поможет бессмысленное чтение книжки, здесь нужна практика. Поэтому эти предметы требуют чуть больше времени. Я обращалась за объяснением к учителям. Мы назначали консультации несколько раз в неделюи занимались непосредственно в школе. Экстернат этого не исключает. Так же можно сколько угодно посещать занятия и школьные мероприятия, если есть желание.

Когда подготовка закончилась я иду в школу и сдаю зачет. Да, так просто. Мне в «зачетный лист» (не знаю, как по другому назвать) ставят оценку и подпись. Такой же лист есть у завуча и директора. Как только я закончила со всеми предметами, сдаю учебники назад в библиотеку и свободна до следующего года.

И еще несколько слов о ЕГЭ и ГИА. Подготовка к ним ничем не отличается от подготовки к сдаче обычных зачетов. Так же если есть желание можно ходить на подготовку со своим классом. Я ходила скорее из интереса. Однако там больше внимания уделяется правильному заполнению бланков, чем реальной практике (вот уж где действительно бред, их может заполнить и первоклассник. С бланками Arrival в аэропорту и то сложнее разобраться.), но тем не менее может оказаться полезным.

Чему действительно хотелось бы уделить внимание, это принятию ответственности. Я перешла на экстернат в 5-ом классе, конечно родители мне в этом очень помогли, но тем не менее решение принимала я. И здесь нужно четко осознать что это твое решение, так же как и ответственность за него. Мне много раз предлагали вернуться в школу, говорили, что я не справлюсь, не смогу, не сдам и так далее. Но я четко знала причины, по которым я иду дальше. Это вовсе не значит, что вернуться назад нельзя, можно, примут с распростертыми объятьями, еще и скажут «мы же говорили!», вопрос только, захочется ли возвращаться? Получив массу свободного времени, возможность заниматься тем, чем интересно и чувствовать себя самостоятельным человеком. Мне не захотелось.

На что тратить свободное время.

Еще один важный вопрос. Обучаясь таким образом, освобождается огромное количество свободного времени, которое нужно тратить с пользой. Образование многого не даст, а вот реальные навыки и знания очень даже пригодятся. То есть заниматься самообразованием можно не только по школьной программе. Я, например, интересовалась рисованием. Сначала рисовала по урокам в сети, позже пошла в художественную школу. (не скажу что она очень много мне дала, школа есть школа…) Так же училась играть на гитаре, даже играла в местных группах. Занималась графическим дизайном, изучала английский, работала в 3D кинотеатре родителей, где заработала на профессиональную камеру и серьезно занялась фотографией.

В общем время очень важный ресурс и нужно использовать его по полной, пробуя различные направления, и развивая свои способности. И тогда, к моменту получения аттестата, можно забыть про вуз и идти к своим мечтам.

Об институте.

Как я уже писала, время очень важный ресурс и я считаю бессмысленным тратить его на вуз, во всяком случае на Российский. Без обид, но наше высшее образование в большинстве случаев отнимает массу времени и не дает ровным счетом ничего. И все же, после окончания школы, мне было интересно испытать свои силы и я поехала в Красноярск.

Краткое руководство по поиску работы.

Задача была найти работу дизайнером с зарплатой от 15т.р. из навыков имелось знание ФШ, небольшое портфолио, зато большое желание. Ввела в гугло-поиск «работа дизайнером в Красноярске», нашла несколько компаний, набрала номер одной и еще минут 10 так и сидела с набранным номером, боясь нажать кнопку вызова. Это же исторический момент! В конце концов нажала злополучную кнопку и вот уже гудки раз.. два.. три… — «Компания ***, здравствуйте»

— «Здравствуйте. Вам дизайнер хороший требуется?»

— «Девушка, пришлите свое резюме на е-майл» — ответил раздраженный голос менеджера и трубку повесили.

Так и осталась Настя сидеть с мыслями «wtf?». И посидев еще минут 5, решила что так дело не пойдет. Слишком впечатлительна я для такого. Открыла word, набросала резюме, за архивировала его вместе с «небольшим портфолио», нашла 10 е-майлов рекламных агентств, которым требовался дизайнер, и начала потихоньку их рассылать. Решила, что если никто не ответит, буду звонить и говорить что резюме уже в ящике.

Через несколько минут пришел ответ от агентства, которому я звонила: «Извините, но у вас недостаточно опыта». А еще через час мне позвонили из другого агентства и пригласили на собеседование, спросив только знаю ли я Corel. Corel? Да как свои пять пальцев! И весь вечер я искала в сети торрент с рабочим корелом, чтобы хоть одним глазком взглянуть, что он из себя представляет.

На следующий день я поехала на собеседование. Компания, как оказалось, находилась на другом конце города и чтобы быть пунктуальной, я приехала заранее, за пол часа. Ага. Какого же было мое удивление, когда оказалось, что в это время здесь вообще никого нет и пол часа я слонялась по пустому офисному зданию.

Итог. На работу меня приняли, с зп 15000 + процент с проектов, на деле в месяц выходило порядка 23000, что очень неплохо, для человека 17 лет, почти без опыта работы и без заветной «корочки». Корел я освоила за пару дней, учиться приходилось практически на ходу, однако через пару недель я уже комфортно себя чувствовала и сама принимала заказы на дизайн. Всего в этой компании я проработала 3 месяца, а потом мы приняли решение переехать в Таиланд. Если кто будет в Красноярске, обращайтесь в КрасРекламу. Ребята молодцы, от работы с ними только позитивные воспоминания. 🙂

Мораль, все возможно, при наличии желания. Ну и конечно навыки играют не последнюю роль.

И еще несколько слов об институте. Это форма отказа от ответственности еще на 5 лет. То есть ты как бы что то делаешь. Учишься же. Только вот откладывать жизнь еще на пять лет слишком уж расточительно.

Чему учит экстернат.

В первую очередь самостоятельности. Ты перестаешь надеяться на других и осознаешь, что твоя жизнь в твоих руках. Учишься принимать важные решения. Учишься взаимодействию с людьми на новом уровне.

Не стоит бояться, что на тебя как то не так посмотрят или скажут что то не то. Не стоит бояться отличаться от других. Нужно стремиться оставаться тем же самоуверенным и жизнерадостным, ни на кого не похожим человечком, и не позволять никому себя изменить.

Я думаю что экстернат — это серьезная тема для размышления родителям и детям, которые думают о своем будущем.

Чем я занимаюсь сейчас.

А я сейчас живу в Таиланде, занимаюсь фотографией, обучаю Тайцев английскому и имею в планах еще массу проектов . Если интересно, мои фото-работы можно посмотреть здесь stacy-photo.com

Так же, если есть вопросы по поводу экстерната, пишите в комментарии, с удовольствием отвечу.

Всем отличного настроения 🙂


Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

3 мыслей про “Обучение экстерном, взгляд изнутри.

  • Светлана От автора

    Наша дочь сдавала экзамены за два класса в один год, правда не выпускных. Пол года на один класс и пол года на другой. Помоему такого запрета нет в законе об экстернате, а что не запрещено, то соответственно разрешенно. Посмотрите закон об экстернате, и вместе с ним к директору вашей школы.

  • Лена

    Очень классная статья,спасибо большое!) У меня вопрос,на который я не могу нигде ответ найти,помогите пожалуйста.Я учусь в 9 классе в обычной школе.Можно ли мне 10-11 классы закончить за один год? Учиться я могу и люблю.